Как бороться с насилием в школах

Как бороться с насилием в школахКак бороться с насилием в школах

Многочисленные СМИ, освещавшие эту встречу, обратили особое внимание на два аспекта этой встречи. Во-первых, Трамп, с одной стороны, сообщил, что будут ужесточены условия проверок тех, кто желает приобрести оружие, включая проверку психического здоровья потенциальных обладателей оружия, а во-вторых, власти рассмотрят возрастной минимум для приобретения определенных видов оружия. С другой стороны, президент отметил, что, если бы кто-либо из учителей был вооружен, то трагедия могла бы не произойти.

По словам Трампа, учителя проходили бы специальную подготовку, чтобы они могли, в случае необходимости, воспрепятствовать преступникам хотя бы на то время, в течение которого подоспела бы полиция. В среднем, как показывает статистика, нападения, подобные тем, которые произошли во Флориде, длятся три-четыре минуты, тогда как полиция прибывает к месту происшествия через пять-десять минут.

Кроме того, глава Белого дома предложил прибегнуть к такой мере, которая давно уже применяется в Израиле, а именно – принимать на работу школьных охранников из тех, кто служил в армии и умеет обращаться с оружием. Он сказал, что многие будут против такого предложения, а многие одобрят его. Собственно говоря, сегодня в США идут ожесточенные дискуссии по поводу применения оружия. Мнения разделились, но главным остается вопрос: каким образом устранить процветающее повсюду насилие, неважно, от кого оно исходит и где происходит – будь то жестокие драки учеников между собой, выяснение отношений между родителями или нападение на учителей.

Я не думаю, что в Израиле следует вооружать учителей, однако многочисленные инциденты, связанные с насилием в школах, позволяют говорить о неблагополучном состоянии дел в этом направлении. Встревоженное ситуацией, Министерство просвещения объявило о целом ряде мер, призванных хоть как-то справиться с угрожающей тенденцией. Речь идет, в частности, об ужесточении наказаний за агрессию, направленную против преподавателей, о расширении полномочий охранников с целью сохранения порядка в школах и обеспечения безопасности, о создании профессиональных групп в каждом районе, которые рассматривали бы каждый случай насилия, инструктировали бы потерпевших, как им себя вести в дальнейшем, оказывали бы им психологическую и юридическую поддержку. Кроме того, намечен перспективный пятилетний план, нацеленный на разъяснительную и воспитательную работу с учениками и их родителями.

Необходимо отметить, что намерение минпроса вмешаться в ситуацию было озвучено после того, как в начале февраля в Иерусалиме был зафиксирован серьезный случай насилия по отношению к преподавателю английского языка. Происшествие рассматривалось в суде по трудовым спорам, потребовавшим от Министерства просвещения предоставить всеобъемлющую программу, направленную на предотвращение насилия в отношении учителей.

Спустя время, вопрос об искоренении насилия в школах был вынесен на повестку дня специального заседания парламентской комиссии по образованию. Выступавшие упоминали трагедию во Флориде, выражая надежду на то, что в Израиле подобное вряд ли возможно. Однако это вовсе не означает, как говорили участники встречи, что следует сидеть, сложа руки и ждать у моря погоды.

Так, по словам представителя профсоюза учителей Мордехая Самета, ситуация в израильских школах сегодня хуже, чем когда бы то ни было.

«Я не помню такой ситуации как минимум за последние двадцать четыре года, — сказал он, — что мне приходилось быть директором школы или руководителем. – Учительские бурлят, а атмосфера накаляется, и это – атмосфера, связанная с насилием. Сегодня мы не так уж и далеки от того трагического инцидента, который произошел во Флориде».

Перед аудиторией выступила учительница, рассказавшая о случае, произошедшем с ней самой. Как она утверждала, на нее буквально набросилась мать одного из учеников, угрожала ей, а потом стала швырять в нее все, что попало под руку. Пострадавшая обратилась в полицию, но провинившуюся даже не стали задерживать.

Парламентарии призвали представителей Министерства просвещения, также принимавших участие в обсуждении, как можно скорее приступить к реализации намеченной ими программы.

Среди предложений были такие, как специальная, подключенная к координационному центру безопасности «красная кнопка» для педагогов, на которых совершено нападение, налаживание прочных связей директоров школ с полицией с тем, чтобы сообщать о каждом случае насилия как в отношении преподавательского состава, так и о насилии как таковом.

Чиновник из минпроса, признавая важность намеченных его ведомством мер, упомянул, что для обеспечения безопасности и искоренения случаев насилия утверждено 540 ставок охранников в арабских школах, разрабатываются дополнительные меры, направленные на профилактику происшествий в системе образования, но многое также зависит от законодателей, которые должны утвердить соответствующие законы и поправки к уже существующим законам, призванным защитить учителей от насилия.

Я думаю, что стоило бы прислушаться к председателю комиссии по образованию, депутату кнессета Яакову Марги (ШАС), который сказал, обращаясь к Министерству просвещения, что следует, в первую очередь, пересмотреть концепцию охраны школ.

«Необходимо пригласить на обсуждение представителей полиции, чтобы выслушать их рекомендации и выработать такую систему охраны в школах, которая помогла бы решить проблему с насилием», — заявил парламентарий.

Я не думаю, что в Израиле дело дойдет до того, что придется вооружать учителей и врачей, постоянно подвергающихся насилию, но, может быть, стоит не латать постоянно образующиеся то там, то здесь дыры, а провести серьезное и вдумчивое изучение проблемы с привлечением специалистов. Однако не для выработки очередных рекомендаций, которые, как правило, не выполняются, а с учетом системного, аналитического подхода, который позволил бы изменить и без того взрывоопасную ситуацию на социальном фронте.

Сегодня насилию подвергаются врачи и учителя, а чей черед наступит завтра?

Марк Котлярский, «Детали»
Фотоиллюстрация: Томер Аппельбаум.

Leave a Comment